Выкладывая здесь текст своего Обращения к друзьям и подписчикам, хочу заранее попросить отнестись к предлагаемому тексту с максимальным вниманием и ответственностью. Объем и многословие этого обращения кому то из вас может показаться излишними, но я сознательно публикую этот текст именно в таком виде и предлагаю либо не читать его вовсе, либо найти время для подробного и заинтересованного чтения .
ОБРАЩЕНИЕ
Дорогие друзья, почитатели и попечители Санкт-Петербургского Интерьерного театра, ревнители петербургской культуры, в ее уникальном мировом значении – я обращаюсь к Вам как создатель и руководитель этого театра с просьбой о незамедлительной помощи. Помогите спасти театр, неразрывно связанный своей творческой судьбой с культурно-исторической судьбой города. Интерьерный театр – петербургский театр до «мозга костей», театр, чье рождение и существование было бы невозможно нигде, кроме Санкт-Петербурга. Созданный в 1988 году мною вместе с моими соратниками: филологом Марией Виролайнен , художником Марком Борнштейном, драматургом Сергеем Волынцом, композиторами Алексеем Заливаловым и Ириной Болдышевой, инженером Фуатом Самигуллиным, актрисой Тамарой Сатретдиновой и менеджером Александром Морозовым, при деятельном участии друзей и единомышленников: психологов Виктора Аллахвердова и Михаила Смирнова, культуролога Михаила Иванова, историка Александра Марголиса, математика Владимира Родионова, общественного деятеля Михаила Чирятьева, археолога Алексея Ковалева, градозащитника Сергея Васильева, журналиста Татьяны Лихановой, правозащитника Юлия Рыбакова, поэта Андрея Чернова, при непосредственной поддержке таких знаменитых петербуржцев как выдающийся гуманист — академик Д.Лихачев, писатель Д. Гранин, социолог А.Алексеев, первый мэр города А. Собчак, — театр, как настоящий культурный патриот города, возник в ответ на актуальную потребность восстановления в новом историческом времени так называемого «Петербургского Мифа», мифа, символически выраженного в главной скульптуре города — «Медном всаднике». Змееборческий миф, восходящий своими корнями к индоарийскому эпосу, повествующему о битве Космоса и Хаоса, и — рефлекс старо-ладожского мифа , и трагический образ, отраженный в первой «петербургской повести» – великой поэме Пушкина…
Петербург — город, который по слову Герцена «возник по воле и замыслу одного человека, обращенного в будущее, вопреки воле целого народа, обращенного в прошлое», город, который, встав наравне с великими и древними городами мира, устоял в конкуренции с Римом, Парижем и Лондоном, отпраздновал триумф над Наполеоном, пережил подвиг и трагедию декабризма, породил великую русскую литературу в условиях «проклятой российской действительности», поднял Россию на освободительную Балканскую войну, дал России царя-освободителя крестьян и поставил храм на месте его чудовищного убийства, видел публичные казни от петровских до большевистских, стал крупнейшим промышленным и банковским центром капитализма начала XX века, определил взлет «Серебряного века» и авангарда Европейской и мировой культуры, прошел через 3 революции и падение монархий, пережил Первую мировую и Гражданскую войны, был свидетелем кровавого подавления Кронштадтского мятежа, стал городом-ностальгией для мировой петербугской диаспоры — изгнанников и беженцев большевизма трёх волн эмиграции, пострадал от Военного коммунизма, пролетарской диктатуры, «Новой экономической политики» и сталинских репрессий; был заключен за железный занавес и музеефицирован, как революционная святыня, к которой допускалось только идеологическое паломничество, оплакал уничтожение и осквернение храмов разных конфессий и бережно сохранил внутри пролетарского «новояза» великое наследие прошлого, истекал кровью во время так называемой «Финской компании»; вопреки воле Верховного Главнокомандующего выстоял в беспрецедентной 900-дневной блокаде, умирая от голода, холода, артобстрелов, бомбежек, но спасая свои памятники, шедевры искусства и культуры, поднялся из руин и восстановился в невероятно короткие сроки и стал объектом целенаправленной государственно-партийной политики искоренения того самого духа города, который соединял в некий магический кристалл, его архитектурный облик с его историей и его жителями, пережил очередную волну репрессий и сорвав планы чудовищной реконструкции исторического центра города в стиле «сталинского ампира», попал в окружение бездарных новостроек при Хрущеве, а при обкомовском Романове стал плесневеть и разрушаться, стал гореть и проваливаться в годы Застоя, продолжая при этом формировать сознание новых поколений горожан, умеющих создавать и отстаивать культурные ценности, сохранять индивидуальность города; фанфарами с крыши дома Дельвига на Владимирской площади возвестил начало крушения коммунистической эпохи, стал открывать и восстанавливать храмы, возвращая их верующим, вернул свое историческое имя и вышел на международную арену…
Санкт — Петербургский Интерьерный театр, созданный в годы исторической трансформации страны, принял непосредственное участие в формировании гражданского общества, вместе с инициаторами движения «Выборы-90» дав политический старт подавляющему большинству депутатов первого в постсоветской истории России демократически избранного Ленсовета. Тогда же театр предложил новые современные формы театрального перформанса для новых гражданских ритуалов и празднований. Театром была изобретена и осуществлена новая форма политического митинга – праздника на городской площади, с радостью поддержанная горожанами, форма, против которой оказалось бессильным сопротивление реакционного чиновничества со всеми их инструментами подавления общественных инициатив.
По мере становления новой государственной реальности, Интерьерный театр неоднократно выступал представителем Санкт-Петербурга в мероприятиях мирового масштаба: таких как — создание программы для подготовки и открытия юбилейного десятилетия города в 1993 году с праздничным шествием по Невскому проспекту костюмов из коллекции театра, ставших символами городской мистерии; представление грандиозного перформанса во дворе Михайловского замка в честь Дней Индии в Петербурге; Оформление финального эпизода торжественной церемонии закрытия Всемирных Игр Доброй Воли – 94 на стадионе им. С.М.Кирова; участие в программе празднования 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга; оформление торжественных встреч мировых знаменитостей, впервые посещающих Санкт-Петербург: Генерального Секретаря ООН Переса де Куэльяра, принца Уэльского, лауреатов нобелевских премий Василия Леонтьева и Тонино Гуэрры и ещё многое, многое другое…
Интерьерный театр создавался нашими общими мечтами и желаниями спасти и восстановить былое величие «блистательного Санкт-Петербурга» как культурной столицы России и как мировой «культурной Мекки», создавшей и сохранившей в себе шедевры финальных образцов мирового культурно-исторического наследия.
Я, как режиссер, осуществивший в семидесятые годы опыт нового театрального прочтения драматических произведений А.С Пушкина, опирался на опережающие свое время взгляды великого поэта на театр как на открытую мировую сцену, где актеры и зрители одинаково вовлечены в драматическую историю переплетений и противоборств личных, общественных и мировых судеб, в которой человек, совершая свой индивидуальный экзистенциальный выбор, становится вровень с античными героями культурных мифов человечества. Это то, что Пушкин, работая над «Борисом Годуновым», определял как « судьба человеческая – судьба народная», а от себя добавлю и – судьба мировая.
Оживить великолепие трёхвекового города- «парадиза» с помощью оригинальных методов мистериального площадного интерьерного представления, осуществляемого не только при помощи актеров, но, главное, при помощи самих зрителей, вовлекаемых в это действие жителей и гостей города, — таково творческое кредо Интерьерного театра. При этом задача театра – не только научить горожан эстетическому восприятию окружающего культурного и исторического пространства города, но и превратить это переживание в активную гражданскую деятельность и по сохранению памятников, и по оформлению современными видами искусств новых городских пространств.
Совместно с группой «Спасение» и благодаря мистериальным перформенсам театра была восстановлена церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище, сохранен и возвращён в архитектурно-историческую ауру города дом Дельвига на Владимирской площади, усадьба Н.К Рериха в Изваре, дом-усадьба Г.Р.Державина на Фонтанке, наконец – фасадный флигель дома 104 на Невском проспекте и еще многие другие памятники и интерьеры..
Возникший в период неизбежных, а для кого-то и трагических изменений в социально-экономической и культурной жизни России, театр стал своего рода амортизатором возникающих социальных конфликтов и, одновременно с этим творческой школой-студией, продуцирующей новые формы демократического самоуправления и гражданской активности. Для этого достаточно вспомнить придуманный и организованный Интерьерным театром в марте 1987 года праздник «День горожанина», собравший десятки неформальных общественных объединений города на Владимирской площади и приуроченный к внеочередной сессии Ленгорисполкома по вопросам культуры. В те годы Интерьерный театр стал настоящей инновационной театральной лабораторией нового вида театра России — городской мистерией с открытой сценой в площадных и интерьерных архитектурных пространствах.
Благодаря созданной Интерьерным театром коллекции мистериальных костюмов, представляющих собой антропоморфные образы архитектурных ансамблей и памятников Петербурга, театр организовал первый в истории города общегородской народный карнавал, который прошел в белую ночь с 20-го на 21-е июня 1997 года Так возникла идея всемирного урбанистического карнавала, посвященного 300-летнему юбилею города на Неве…
А за 7 лет до этого, в 1990 году Интерьерный театр, совместно с НПО «Энергия» реализовал беспрецедентную культурно-театральную программу: «Космос – Человек – Культура» на орбитально-космической станции «МИР». В основе этой программы лежала концепция культурно-исторического календаря планеты и 27 марта 1991 года, в Международный день Театра, космонавты Александр Баландин и Анатолий Соловьев, во время телемоста, в прямом эфире центрального российского телевидения объявили о начале этой мистериальной космической акции, символом которой стало, предъявленное внутри космической станции, так называемое «Знамя Мира», являющееся эмблемой Пакта Н.К.Рериха, призванного защищать от разрушений объекты всемирного культурного наследия. При этом космонавты начали с того, что поздравили с профессиональным праздником все театры мира и конечно Интерьерный театр, которому принадлежала эта идея и организация её воплощения. В течение полугода, в соответствии с датами календаря, проводились многочисленные акции – в архиве театра хранятся уникальные аудизаписи , на одной из них — космонавт Александр Баландин в день рождения А.С Пушкина,пролетая над Петербургом на космической высоте в четыреста километров читает вступление к »Медному Всаднику» и фрагмент из повести «Станционный смотритель».. В другие даты звучала музыка И-С Баха, Равеля и еще многих великих композиторов, устраивались выставки детских рисунков и рисунков современных художников и многое, многое другое. Это был уникальный театральный перформанс в космосе, перформанс планетарного масштаба…
Список всего, что сделал театр за годы своего существования, можно было бы продолжить, при этом необходимо отметить, что Интерьерный театр, за годы своей творческой работы мобилизовал около 100 млн. рублей собственных, заработанных и привлеченных средств на бесплатные театральные, культурно- развлекательные и просветительские проекты для города и горожан! И вот теперь, по бюрократическому решению Комитета Имущественных Отношений Санкт-Петербурга должен освободить занимаемое помещение из-за образовавшейся, в силу ковидного форс-мажора, и других, не зависящих от него обстоятельств, задолженности по уплате арендной платы, включая штрафные пени, в сумме шести с половиной млн. руб.
Чиновники отказались войти в положение некоммерческого негосударственного театра с малой сценой и амфитеатром на семьдесят мест, который, кроме всего совершённого им, так полюбился детскому зрителю, так много дал учебному процессу на актерском курсе мастерской Интерьерного театра при Театральной Академии( ныне РГИСИ), создал яркие и оригинальные спектакли по произведениям Шекспира, Пушкина, Чехова, Леонида Андреева, Блока, Галича, Арбузова, Зорина, Брехта, Камю и др. ,осуществил совместно с научно-исследовательским центром «Мемориал» беспрецедентную театральную экспедицию — гастроль по исторической территории ГУЛАГа в северо-западном регионе страны с драматическим эпосом, взывающим к осознанию тех страшных времён, организовал ежегодный международный театральный фестиваль «Терра инкогнита», провёл многочисленные литературные и памятные вечера, посвященные Галине Старовойтовой, Осипу Мандельштаму, Яношу Корчаку и т.п. , стал клубом для общения петербуржцев разных возрастов и профессий и уже давно, будучи знаковым местом на Невском проспекте, по сути является неотъемлемой частью общего имиджа культурной столицы России.
Впрочем, то. что происходит сейчас — кульминация многолетней борьбы Интерьерного театра за это «лакомое место под солнцем Невского проспекта». Каждый раз ситуация продления аренды театром этих помещения бывала сопряжена с унизительными бюрократическими препонами, которые преодолевались только благодаря вмешательству общественности, ходатайствам авторитетных горожан и заступничеству некоторых просвещённых представителей законодательной и исполнительной власти города. Однако, например в начале 2000-х г.г. под надуманным бюрократическим предлогом нас заставили демонтировать вывеску Интерьерного театра, размещавшуюся с 1989 года над парадным входом, затем под таким же предлогом потребовали демонтировать афишные окна располагавшиеся у входа снаружи, и этим лишили нас существенного рекламного компонента, традиционно необходимого любому театру, и, наконец, при очередной битве за продление аренды на длительный срок, что было необходимо для привлечения спонсоров и инвесторов, навязали нам такой формат арендного договора на неопределенный срок, который может быть расторгнут арендодателем в любой момент в одностороннем порядке с предупреждением за 3 месяца. И все это в конечном итоге происходило и происходит только по одной единственной и главной причине — Интерьерный театр с самого начала своего создания и административно, и финансово, и идейно, и художественно являлся и является совершенно самостоятельной, некоммерческой организацией, независимой от каких бы то ни было финансирующих и управляющих структур, он существовал и существует только за счет своего творческого потенциала и целеполагания..
Сегодня, к сожалению, театр, в связи с арендными и другими долгами, оказался в катастрофическом положении. В 2022 году театр уже заключал с КИО мировое соглашение, которое не только не позволило списать образовавшуюся в связи с Ковидом-19 и другими обстоятельствами, задолженность, но более того — превратило этот долг в кабальный для театра кредит с рассрочкой платежа и набегающими процентами. А сейчас это соглашение не было продлено и реструктуризовано.
Не получив в установленный форме и в срок уведомления о необходимости явки в Арбитражный суд по расторжению договора аренды, театр задним числом получил судебное решение с предписанием освободить помещение, в котором, кроме всего прочего хранится ,уже ставшая исторической, уникальная музейная коллекция карнавально-мистериальных костюмов и, не имеющее в мире аналогов, собрание объектов всемирного культурного наследия, связанное с космическим экспериментом по программе «Космос-Человек-Культура», на борту орбитальной станции «Мир». Этот прискорбный факт пренебрежения к собственной суверенной культурной жизни и истории города как бы в насмешку оказался приурочен к открытию Х-го Санкт-Петербургского Международного Форума Объединенных Культур.
Театр, ставший культурным «мемом» спасения архитектурных памятников мирового значения, — сам оказался жертвой набега «разрушителей» культуры. .
Сейчас в стадии активной подготовки в Интерьерном театре находятся большие театральные и фестивальные проекты, связанные с интерьерной постановкой поэмы «Медный Всадник» А. С. Пушкина, с проведением российско-индийского театрального фестиваля «Махабхарата в Санкт-Петербурге», и тому подобные уникальные инициативы. которые могут привлечь десятки миллионов рублей в бюджет города, не считая культурного и духовного вклада в развитие горожан и гостей города. Но теперь их осуществление оказалось под угрозой.
Я обращаюсь ко всем неравнодушным к судьбе уникального театра Санкт-Петербурга, с его творческими планами, с его уникальным художественным и социальным опытом, с его коллекциями и бесценным архивом, во имя заботы о судьбе великого города – оказать всевозможное воздействие на исполнительную и законодательную власть ,чтобы предотвратить выселение театра из своего юридического и фактического адреса на Невском 104.
И последнее: сейчас, на фоне всего происходящего в мире и в стране, на фоне глобальной угрозы разрушения мировой цивилизации, как никогда важно во что бы то ни стало сохранить те точки творческого продуцирования культурной энергии, которые могут стать залогом спасительного наследования шедевров и ценностей культурного опыта человечества, стоящего на пороге рождения новой общепланетарной истории. И роль Санкт-Петербурга в этом процессе трудно переоценить, этот город не раз доказывал свою историческую миссию и свое общемировое предназначение..
Интерьерный театр будет благодарен за любые виды благотворительной помощи – материальной, нематериальной, юридической, лоббистской и консультационной, в комментариях и личных сообщениях, за все возможные действия. направленные на решение нашей проблемы.
Мы открыты для предложений потенциальных спонсоров и инвесторов для совместных мероприятий по престижному адресу с фасадными окнами на Невский проспект напротив метро «Маяковская», рядом с центральным городским вокзалом.
Заранее благодарю за распространение этой информации в своем круге друзей и подписчиков.
От имени театра благодарю всех, кто был и есть с нами в нашем творческом существовании.
Есть надежда, что и на этот раз мы – победим!
12 сентября 2024 года
Художественный руководитель Спб ИТ
Николай Беляк
мой телефон +7 901-371-74-54.